Несмотря на то что сам Шаляпин начинал здесь свой путь, Казань далеко не самый "оперный" город. Судя по афишам наш театр «оперы и балеты имени Мусы Джалиля» следовало назвать театром балета и немного оперы. Вне шаляпинского фестиваля у нас на одну оперную постановку приходится около пяти балетных. От балета я далека больше, чем от оперы, поэтому говорить ничего не буду. А вот оперу, особенно русскую, нежно люблю. Хоть и выбраться удается довольно редко.
Наиболее интересными, хоть и повторяющимися из года в год, постановками проще всего насладиться на ежегодном шаляпинском фестивале, приуроченному ко дню рождению нашего известного земляка. Местные певцы, в основном, исполняют только партии хора. На главные роли на фестиваль съезжаются звезды оперной сцены, что вызывает соответствующий ажиотаж: билеты раскупают в два дня. Если не успеть взять, придется ждать еще год.
Так вот, мы вчера ходили на «Травиату»!
впечатления
В отличие от критиков «Бизнес Онлайн» я, как лох-любитель, не разбираю смазанных арпеджио исполнения арий, и могу судить только с эмоционально-выразительной и зрелищной точки зрения. В целом, мне понравилось, но без восторга и душевного трепета (исключая последнюю арию Виолетты).
«Травиата» не относится к числу моих любимых произведений, и брали мы на нее билеты больше для повышения общего культурного уровня – нужно же послушать в живую хотя бы разок? В ней нет трагизма и рока как в «Риголетто» того же Верди. В ней нет ярких запоминающихся мотивов как, например, в мега-известной «Кармен» Бизе. Красивые вокальные партии, очень французский сюжет (саму «Даму с Камелиями» не читала, но «Блеск и нищета куртизанок» Бальзака постоянно всплывала ассоциативным рядом).
Так вот. Не было в «Травиате» на шаляпинском 2015 какой-то целостности. Не было яркого оркестра, он звучал больше непритягательным фоном.
Больше всего понравилось исполнение Жермена старшего – Борис Стаценко. Баритон, вообще, мой самый любимый оперный тембр. А у Стаценко он сильный, насыщенный. Правда, несколько жестковатый. Все-таки Жермен старший представляется больше интеллигентным и каким-то душевным, исходя из сюжета. Да, он требует, чтобы Виолетта отказалась от своих чувств ради чести семьи, но он же больше всего боится за дочь. К тому же он проникся благородством Виолетты, и уже придя за сыном на прием к Флоре, его начинает мучить совесть. Поэтому, по-моему, было бы гармоничнее, если бы исполнение было бы чуть более мягким - имхо) Но голос у Стаценко – шикарный. Особенно сильными были партии дуэта с Оксаной Шиловой (Виолетта). Ее бархатный, сильный, волевой голос в сочетании с мощным баритоном Стаценко производили мощное впечатление.
Ну и сама Оксана Шилова – отлично исполнила. В ней чувствуется сильный характер. И этот характер чувствовался и в первом «беззаботном» акте. Попрыгунью-стрекозу – беззаботную куртизанку – лично я в ее образе не увидела. Но все трагические элементы и интонации были исполнены отлично. Эмоционально, насыщенно. А в технике исполнения я не разбираюсь. Красиво и гармонично – главное для меня.
Вот образ Альфреда (Сергей Семишкур) не впечатлил. Мальчишескую поверхностную влюбленность, первую страсть, но не сильное глубокое чувство я слышала в его голосе.
После "Травиаты" поняла, что еще сильнее хочу попасть в Большой и Мариинский на их постановки уже услышанных опер. Потому что, вот тут с «Бизнес Онлайн» соглашусь, что фестивальное исполнение, когда исполнители не так много репетировали вместе, отличается от продуманного, сыгранного месяцами долгой работы. Интересно, к концу августа в Мариинском сезон же еще не открывают, наверное? Было бы здорово совместить «Металлику» и оперу. Хоть какую! А то просто так не покатаешься, конечно..
А в пятницу, в день рождение Федора Шаляпина, идем на «Бориса Годунова», где партию царя Бориса исполнит Михаил Казаков. Вот от этой оперы я жду гораздо большего!